7.3 Блокиратор системы искрового зажигания двигателя автомобиля
Технические средства, затрудняющие несанкционированное использование автомобиля, разнообразны и пока остаются его необходимым оснащением. Несмотря на широкую номенклатуру предлагаемых электронных схем защиты владельцы машин выбирают для каждого практического случая противоугонное средство с требуемым набором функций и приемлемым соотношением «цена – качество».
Рассмотренный на рис. 7.5 блокиратор относится к группе так называемых VRS – устройств (Vehicle Recovery System – системы возврата угнанного автомобиля). Они начинают работать сразу после угона автомобиля злоумышленниками. Набор выполняемых блокиратором функций весьма широк, а применение цифрового принципа формирования временных задержек, защищает от помех и перегрузок, обеспечивает достаточно уверенную надежность.
После включения зажигания SA1 и запуска двигателя система дает водителю некоторое время, чтобы нажать секретную кнопку «Секрет». Если это не сделать, то устройство сначала дает предупредительный сигнал, а затем отключает зажигание и включает световую и звуковую (громкую) сигнализацию.
При нападении на водителя, когда его насильно выталкивают из машины во время кратковременной остановки с работающим двигателем и открытой дверью, это устройство срабатывает через 16 секунд, если не нажать кнопку «Секрет» – обнуления, с выдачей вначале «предупредительной» сигнализации, а затем еще через 16 секунд включается сигнал тревоги и двигатель отключается.
Схема, изображенная на рис.7.5, работает следующим образом. При замыкании SA1 - «Зажигание» на Вх1 подается питание, и транзистор V3 открывается, реле зажигания К1 срабатывает и к двигателю через К1.1 подается питание. Одновременно через С1 на вход S триггера DD1 поступает короткий импульс, который устанавливает триггер в «1». Этим он запускает генератор Г-1 с частотой 1 Гц. Выход генератора связан со счетным входом «С» счетчика «Сч» и входом генератора Г-2 (на 10 Гц), а также с базой V7. Пока счетчик не досчитает до 16, диоды D1 и D2 открыты и шунтируют единичные сигналы Г-1, поэтому они не достигают ни V7 ни Г-2, ни V5 ни V6 ни V2. Если до 16-го импульса нажать кнопку «Секрет», то триггер DD11 вернется в исходное положение, генератор Г-1 прекратит работать, счетчик «Сч» сбросится по входу R, реле зажигания К1 и V3 останутся включенными. Если не нажать кнопку «Секрет» и счетчик досчитает до 16, то диод D1 закроется, а D2 еще будет открыт. Сигналы с Г-1 теперь будут поступать на Г-2, который начнет через усилитель подавать 16 звуковых «предупредительных» сигналов через контакт К2.2. Если от «секрета» не поступит обнуляющего сигнала и в это время, то через 32 секунды на выходе «Сч» 32 появится «1». Она закроет диод D2 и откроет транзисторы V2, V5 и V7, при этом включится катушка К3 световой сигнализации и катушка К2 звуковой серены, а транзистор V2 зашунтирует транзистор V3, что приведет к обесточиванию К1 и отключению двигателя.
Рисунок 7.5 Схема блокиратора системы искрового зажигания двигателя
Счетчик DD2 «Сч» не обнуляется и не считает дальше, т.к. сигналы с Г-1 не пропускает на счетчик теперь элемент DD3, он их шунтирует.
Генератор Г-2 не перестает работать, а выдает «тревожный» сигнал сирены через контакт К2.1. Так будет до тех пор, пока не выключится кнопка SA1 «Зажигание» или не сработает кнопка «Секрет».
Таким образом, чтобы снова запустить двигатель необходимо SA1 отключить и выключить, чтобы разрядить конденсатор С1.
Контакт «Дверь» при работающем двигателе и кратковременном открывании двери запустит всю охранную сигнализацию, т.к. V1 подаст «1» на вход «S» триггера DD1.1, далее все происходит так же, как в предыдущем случае.
|