16303C
Титульный экран
Содержание
1 СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2 Историческая справка
1.3 Объективные предпосылки
1.4 Субъективные предпосылки
1.5 Основные принципы функционирования непрерывного образования
1.6 Основные задачи и структура системы непрерывного образования
2 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.2 Цель и особенности Концепции
2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие непрерывного образования
2.4 Анализ текущего состояния учебно-методического обеспечения
2.4.1 Эффективность использования финансовых ресурсов для обеспечения учебного процесса
2.4.2 Необходимость структурных преобразований и развития ЭО
2.5 О внедрении ЭО в систему непрерывного образования в АлтГТУ
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.2 Электронные издания АлтГТУ 2015-2015 гг.
3.3 Презентация проекта «Электронное издательство» и участие в конкурсах инновационных разработок
3.3.2 Участие в ежегодном краевом конкурсе «Лучшие проекты информатизации на Алтае» в 2016 году




2.4.2 Необходимость структурных преобразований и развития ЭО

Основная цель любых преобразований (инноваций, и т.д. и т.п.) в современном вузе –повышение эффективности и качества обучения. Необходимость преобразований в сфере высшего образования продиктована тем, что подготовка высококвалифицированных специалистов, которые были бы конкурентоспособными в условиях постоянного развития информационных технологий и возрастающих потоков информации, является в настоящее время задачей первостепенной важности.

Способ решения данной задачи сегодня существует только один – внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.
В этой связи, возникает вполне закономерный вопрос: Почему же в АлтГТУ, фактически все преобразования и «инновации» последних лет, так и не позволили даже приблизиться к началу решения данной проблемы?

Результаты выполненных исследований однозначно свидетельствуют о том, что для решения выше указанной задачи, требуется не только системный подход, но и соблюдение некоторых норм и правил в определённом хронологическом порядке.

Всё дело в том, что, достаточно сложно внедрить, например, полноценную систему электронного обучения (e-Learning) в учебный процесс, минуя все предыдущие стадии развития данного направления, так как при этом потребуются дополнительные финансовые и прочие ресурсы.

Вообще, электронное обучение (ЭО), как система реализации основных образовательных программ посредством современных информационных технологий, имеет пять основных этапов развития (рисунок 2.3).





Достаточно точно определить, на каком этапе развития ЭО находится сегодня АлтГТУ, можно оценив уровень и состояния учебно-методического обеспечения (см. п. 2.4) в той его части, которая предназначена не для организации (программы дисциплин, учебные планы, и т.д.), а для непосредственного использования в учебном процессе.

Причем, оценивать достижения АлтГТУ в этой области лучше всего с точки зрения тех результатов, которые заметны на федеральном уровне.
Для этого открываем страницу депозитария электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр», на которой представлены электронные издания АлтГТУ, прошедшие государственную регистрацию. В настоящее время, таких изданий 12, из них только 7 имеют отношение к тем дисциплинам, которые у нас преподаются.

Для сравнения (рисунок 2.4), по Алтайскому краю, у ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина» (г. Бийск) - 34 эл. изд., у ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» -  100 эл. изд.  А если брать в целом по России, то ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» - 539 эл. изд., ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» - 670 эл. изд., ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана» - 837 эл. изд., ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» -  эл. изд.




Рисунок 2.4 – Электронные издания некоторых вузов Алтайского края и РФ.


Приведенные цифры не отражают в полной мере уровень развития ЭО в том или ином вузе, они лишь показывают уровень развития современных образовательных технологий, причем таким, каким он должен был быть на первом этапе его развития, т.е. – 15-20 лет назад.

Вместе с тем, следует понимать, что с внедрением СДО (LMS), онлайн-курсов и MOOCs, электронные издания, качество которых подтверждено государственной регистрацией, не прекращают играть свою роль в учебном процессе. В зависимости от формата (см. электронные издания в учебном процессе, рисунок 2.5) электронные издания могу не только использоваться в обучении как более эффективные (по сравнению с печатными) учебные и учебно-методические пособия, но и послужить достаточно прочной базой для создания локальных онлайн-курсов и даже MOOCs.



Рисунок 2.5 – Форматы электронных изданий.

Так, например, гипертекстовые электронные издания легко переносятся, а мультимедийные встраиваются в любую из существующих на сегодня LMS.
Таким образом, внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, и тем самым повешение эффективности и качества обучения, необходимо начинать с создания такой учебно-методической базы, которая бы без каких-либо дополнительных затрат (кроме небольших затрат на периодическое обновление), могла быть использована в любых системах и стандартах ЭО вплоть до MOOCs. Такой базой могут послужить комплекты качественных гипертекстовых и мультимедийных электронных изданий, которые бы полностью обеспечивали каждый конкретный учебный курс в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины.

Почему внедрять ЭО необходимо было еще вчера?

Всё дело в том, что по инициативе ректоров ведущих вузов Минобрнауки России, с целью активизации и координации развития открытого образования и применения электронного обучения в образовательных организациях высшего образования при реализации основных образовательных программ, создан Совет Министерства образования и науки РФ по открытому образованию. 1 апреля 2015 г. учреждена Ассоциация «Национальная платформа открытого образования», учредителями которой стали:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет;
  2. Московский физико-технический институт (государственный университет);
  3. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  5. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
  6. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  7. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
  8. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

1 сентября 2015 г. начал работу образовательный портал www.открытоеобразование.рф (www.openedu.ru).
За год, с начала работы образовательного портала, на нем было размещено 107 учебных онлайн-курсов, и зарегистрировано более 170 тыс. обучающихся.





Нет абсолютно никаких сомнений в том, что число курсов будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока все основные дисциплины, по крайней мере, преподаваемые в классических и технических университетах, не будут представлены на данном образовательном портале.  

Отечественная образовательная платформа «Открытое образование», предлагает онлайн-курсы по базовым дисциплинам бакалавриата, изучаемым в российских университетах.

Пример онлайн-курса «Сопротивление материалов», от Шинкина В. Н., доктора физико-математических наук, профессор НИТУ МИСИС (Видео 2.1).






Все курсы, размещенные на Платформе, доступны бесплатно и без каких-либо формальных требований к базовому уровню образования. Т.е., учиться там может и школьник, и пенсионер. Для тех обучающихся, кто пожелает зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в своем вузе, предусмотрена уникальная для России возможность получения сертификатов.

Платформа «Открытое образование» ориентирована на широкое сотрудничество между университетами. Т.е., любой онлайн-курс Платформы может быть включен в учебные планы студентов любого российского вуза, при этом Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» выступает в роли посредника, обеспечивая заключение соглашений между университетом, реализующим образовательную программу, и университетом, разработавшим курс.

В этой связи, для подавляющего большинства российских вузов существует способа сотрудничества с платформой «Открытое образование», и соответственно, две открывающиеся в результате этого сотрудничества перспективы:

  1. 1. Полное или частичное использование платформы «Открытое образование» для реализации собственных образовательных программ. При этом, в вузе вводится Положение о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов. Пример Положения ТГУ.
  2. 2. Разработка своих собственных онлайн-курсов и размещение их на платформе «Открытое образование».  При этом, за основу берутся утвержденные Ассоциацией «НПОО» (Протокол № 2 от 23.07.2015 г.) Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования.
Реализация п. 2 теоретически возможна в ближайшие 3-5 лет, при условии пополнения платформы «Открытое образование» новыми онлайн-курсами в количестве не более 100-200 курсов в год. Далее, когда все основные курсы будут разработаны, смысл такого сотрудничества теряется.
Кроме разработки онлайн-курсов по дисциплинам ООП, которые отсутствуют на портале www.открытоеобразование.рф, перспективным направлением в этой области является внедрение ЭО и разработка онлайн-курсов для использования в дополнительном, интенсивном, параллельном и прочих системах образования.  Еще большие перспективы для университета открываются в случае внедрения ЭО в систему непрерывного образования на федеральном уровне.

Т.е., если ставить конечную цель - создание MOOCs, то ниша очных форм обучения уже фактически занята. А посоревноваться с Санкт-Петербургским государственным университетом или Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова, можно, такая возможность еще есть, и останется еще на 2-3 года не более. Но, всё же лучше найти свое место, свою, пока еще свободную на рынке образования нишу, и стать первыми в её освоении.
Имеется ввиду, прежде всего, региональный уровень, где система непрерывного образования еще не так развита, как в некоторых других регионах России.
Существуют и другие проблемы. Например, внедрение ЭО в традиционную, складывающуюся веками отечественную систему очного образования невозможно без переходного периода - смешанной формы обучения. При этом, поэтапное внедрение ЭО, при нынешнем материально-техническом и финансовом обеспечении может растянуться на долгие годы.

Таким образом, наиболее целесообразно внедрение ЭО в систему внеочного образования, так как это, во-первых, не внесёт каких-либо существенных изменений в учебном процессе, во-вторых, потребует от вуза значительно меньше ресурсов, в том числе и финансовых, и в-третьих, результаты внедрения ЭО могут быть использованы в системе очного образования университета вообще без каких-либо дополнительных затрат.