1.5 Основные принципы функционирования непрерывного образования
Гуманизм, демократизм, мобильность, опережение, открытость и непрерывность – это все основные принципы функционирования непрерывного образования.
Принцип гуманизма заключается в том, что образование должно быть обращено к человеку, который должен быть свободен в выборе видов, форм и сроков, обучения, и иметь возможность повышения квалификации и самообразования. Данный принцип реализуется посредством создания благоприятных условий для развития творческого потенциала и индивидуальности личности. Принцип гуманизма отвергает насилие, национальное или расовое превосходство, ненависть и равнодушие к окружающим, и т.д. и т.п.
Принцип демократизма - это возможность получать образование в любом возрасте благодаря существованию многообразия форм обучения. Принцип демократизма обеспечивает свободный перехода из одного учебного заведения в другое, позволяет завершить обучение (повышение квалификации) досрочно.
Принцип мобильности системы непрерывного образования связан с многообразием способов и средств его организационных форм. Данный принцип ориентирован на использование разных образовательных технологий и методических систем, которые позволяют учащемуся обучатся более эффективно, получать более качественные знания, т.е., учиться продуктивнее, «меньше, но чаще».
Принцип опережения – один из наиболее важных принципов непрерывного образования. Он требует быстрого и гибкого развития системы обучения, перестройки учебных заведений непрерывного образования поэтапно, но в сжатые сроки, успевая за появляющимися потребностями и нуждами общественной практики. Принцип опережения вынуждает образовательные учреждения идти на широкое и активное внедрение в учебный процесс новых методов, форм, и средств обучения (переподготовки) специалистов.
Принцип открытости сводится к тому, что учебные заведения обязаны расширять свою деятельность, привлекая к обучению (повышению квалификации) различные возрастные группы и категории населения, необычную аудиторию обучающихся, например, вольнослушателей, и т.д. Т.е. предполагается, что учащиеся при реализации принципа открытости непрерывного образования могут отличаются как по уровню образования и профессиональной подготовки, так и по отношению к образованию и собственным жизненными устремлениям.
Принцип непрерывности образования - это систематизирующий принцип. Вектор образования должен быть направлен в будущее, а девиз «Знания на всю жизнь», должен уступить место девизу «Знания через всю жизнь». Реализация данного принципа возможна только при условии, что все, кто занят в сфере образования, должны коренным образом изменить свое представление об образовании, и пересмотреть его роль и место как в жизни человека, так и общества в целом.
|