16303C
Титульный экран
Содержание
1 СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2 Историческая справка
1.3 Объективные предпосылки
1.4 Субъективные предпосылки
1.5 Основные принципы функционирования непрерывного образования
1.6 Основные задачи и структура системы непрерывного образования
2 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.2 Цель и особенности Концепции
2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие непрерывного образования
2.4 Анализ текущего состояния учебно-методического обеспечения
2.4.1 Эффективность использования финансовых ресурсов для обеспечения учебного процесса
2.4.2 Необходимость структурных преобразований и развития ЭО
2.5 О внедрении ЭО в систему непрерывного образования в АлтГТУ
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.2 Электронные издания АлтГТУ 2015-2015 гг.
3.3 Презентация проекта «Электронное издательство» и участие в конкурсах инновационных разработок
3.3.2 Участие в ежегодном краевом конкурсе «Лучшие проекты информатизации на Алтае» в 2016 году



2.4.1 Эффективность использования финансовых ресурсов для обеспечения учебного процесса

Судя по разделам «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» разработанных в АлтГТУ основных программ учебных дисциплин (стандартов учебных дисциплин), основных источников литературы в настоящее время несколько.

Это ЭБС издательства «Лань», электронно-библиотечная система «IPRbooks», ЭБС «Университетская библиотека онлайн» и ЭБС АлтГТУ.
Вышеперечисленные ЭБС, которые, предоставляют доступ к своим ресурсам, которые хоть и являются электронными изданиями (согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013 – п. 4.2.1. Текстовое электронное издание - электронное издание, содержание которого составляет текстовая информация.), но по сути, являются полными аналогами печатных изданий, со всеми, связанными с этим, ограничениями. Т.е., студент не использует в процессе изучения дисциплины гиперссылки, анимацию, полноцветную графику, видео и т.д., а читает издание с экрана компьютера (смартфона, планшета) точно так же, как и в случае с обычной печатной книгой.

Тем не менее, согласно договора 1314/14 между ЭБС издательства «Лань» и АлтГТУ, доступ к четырем разделам системы оценивается в виде шестизначной цифры (285 000 руб.). Доступ к ЭБС «IPRbooks», согласно договора 1467/14, оценивается также в виде шестизначной цифры (350 000 руб.).
Если учесть еще и доступ к ФГБУ «РГБ», согласно договора 1436/14 (шестизначная цифра – 398 840 руб.) где находятся в основном научные издания, то ежегодные расходы на доступ к ресурсам сторонних библиотек, составляет в сумме более 1 млн. руб. ежегодно.

Средства достаточно внушительные, но оправданы ли они? Точнее, что дают такие расходы университету, кроме выполнения аккредитационных и прочих показателей? Почему, например, Кузбасский государственный технический университет обходится без доступа к ЭБС «IPRbooks», а в ЭБС издательства «Лань» их интересуют лишь некоторые коллекции книг из раздела «Информатика» и 43 книги пакета «Химия»? Вероятно, ответ на этот вопрос необходимо искать в депозитарии НТЦ «Информрегистр», где у ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» находится 283 электронных издания (рисунок 2.1).

Опросы, проведенные среди студентов групп 9Э 1, 2 и 5 курсов показывают, что ресурсы коммерческих ЭБС в процессе изучения дисциплин фактически не используются, даже если преподаватель настаивает на их использовании и выдает студентам конкретные гиперссылки. Наиболее часто используются ресурсы ЭБС АлтГТУ, причем, в подавляющем большинстве случаев речь идет об учебно-методических пособиях, без которых невозможно выполнить контрольную работу, расчетное задание, курсовой проект и т.д.

Примечателен тот факт, что некоторые студенты, не зарегистрированные в коммерческих ЭБС, получают свободный (бесплатный) доступ и скачивают в удобном для них формате те же самые издания, но, с других ресурсов.

Например, литература, предлагаемая ЭБС АлтГТУ и некоторые издания коммерческих ЭБС, широко представлены в свободном доступе на сайтах http://www.studmed.ru,  http://www.twirpx.com и др.



Рисунок 2.1 – Электронные издания Кузбасского государственного технического университета.



Исходя из вышеизложенного, одной из основных проблем, сдерживающих развитие в АлтГТУ новых образовательных технологий, и, как следствие, повышение эффективности и качества обучения, является отсутствие в достаточных объемах качественного учебно-методического обеспечения конкретного перечня учебных дисциплин. В результате, приходится использовать то, что есть (рисунок 2.2), и соответствующего качества.  При этом, одновременно перечисляя немалые средства для доступа к внешним ресурсам коммерческих ЭБС, статистику использования которых, отследить фактически невозможно.



Рисунок 2.2 – Учебник в ЭБС АлтГТУ, «изданный» в 2016 г.


При таком соотношении «цена - качество» применительно к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, говорить о создании какой-то организационной системы непрерывного образования не имеет смысла, так как отсутствует даже минимальная основа, на которой можно построить что-то новое, более эффективное и качественное по сравнению с тем, что есть.