16303C
Титульный экран
Содержание
1 СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2 Историческая справка
1.3 Объективные предпосылки
1.4 Субъективные предпосылки
1.5 Основные принципы функционирования непрерывного образования
1.6 Основные задачи и структура системы непрерывного образования
2 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.2 Цель и особенности Концепции
2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие непрерывного образования
2.4 Анализ текущего состояния учебно-методического обеспечения
2.4.1 Эффективность использования финансовых ресурсов для обеспечения учебного процесса
2.4.2 Необходимость структурных преобразований и развития ЭО
2.5 О внедрении ЭО в систему непрерывного образования в АлтГТУ
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.2 Электронные издания АлтГТУ 2015-2015 гг.
3.3 Презентация проекта «Электронное издательство» и участие в конкурсах инновационных разработок
3.3.2 Участие в ежегодном краевом конкурсе «Лучшие проекты информатизации на Алтае» в 2016 году




2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие непрерывного образования

Согласно программе «Электронное обучение в системе внеочного образования университета», в настоящее время существуют три основных проблемы, которые не позволяют повысить эффективность и качество образования, внедрить в учебный процесс, в том числе и в систему непрерывного образования, современные образовательные технологии.

Первая проблема.
В подавляющем числе российских вузах студентов не учат работать. Их по-прежнему, как и в предыдущие времена, учат учиться.  После окончания вуза, выпускник, в лучшем случае, является специалистом только по теории, так как теоретическая часть в нынешних российских вузах составляет 95% от всего курса обучения. Это, в свою очередь, создает непреодолимые преграды при устройстве на работу по специальности. Работодателю необходим специалист, но, не только со знанием теории, но и имеющий хотя бы небольшой опыт работы. Практически, закончив вуз, весь багаж необходимых для профессиональной деятельности знаний выпускника, вполне умещается в шестимесячные курсы. Тем не менее, например, будущего экономиста учат программированию, высшей математике и множеству других бесполезных в экономике наук в два или даже три раза больше, чем непосредственно экономике.

Вторая проблема.
Устаревшее учебное оборудование и «устаревшие» преподаватели.
Устаревшая учебная материальная база – следствие отсутствия или нехватки финансовых средств.  Даже если средства когда-то и были, или появляются время от времени, то направляются они, как правило, не на повышение эффективности и качества учебно-методического обеспечения. В лучшем случае, вуз приобретает компьютерную технику (причем, не всегда для учебных целей), расходные материалы и т.д. и т.п.  А устаревшее учебно-лабораторное оборудование не позволяет преподавателям совершенствовать и изменять учебные курсы в соответствии с требованиями времени.
Разработка стандартов дисциплины, для многих преподавателей является всего лишь формальностью. Часто, преподавание совпадает со стандартом только по аудиторной нагрузке, а не по содержанию курса.
Есть проблемы и с совершенствованием компетентностного уровня преподавателей.  Они неохотно идут на курсы переподготовки и повышения квалификации, а если и идут, то только ради отметки о том, что курсы успешно пройдены.
Что касается инноваций и изменений в преподаваемых дисциплинах, то, преподаватели, зачастую усвоив на теоретическом уровне информацию об инновационных технологиях, новых идеях в обучении и т.д. и т.п., не торопятся внедрять эти знания в свою повседневную деятельность. Они либо не могут этого сделать, так как привыкли преподавать по старинке, либо просто потому, что желание что-то изменять у них напрочь отсутствует, а стимулы отсутствуют. Соответственно, нежелание изменяться порождает формальное отношение к учебному процессу.

Третья проблема.
Качество учебно-методического обеспечения и его соответствие современным требованиям образовательного процесса.
Не в лучшем состоянии находится учебно-методическое обеспечение (УМО) в вузах. Конечно, кафедры в вузе проводят значительную работу, направленную на создание учебно-методических материалов. Но, утверждать, что все эти материалы позволяют достигнуть заданных результатов даже на половину, достаточно сложно. В основном, это связано с качеством УМО.
В итоге, УМО темы, дисциплины или даже специальности в целом, зачастую не содержит тот дидактический материал, который был бы адекватен организационной форме обучения, и позволял бы студенту достичь требуемого уровня освоения учебного материала.
Кроме того, УМО не дают студенту возможности самостоятельно проконтролировать себя, проверить эффективность своей учебы, и, в случае необходимости, подкорректировать свою учебу.
Казалось бы, создание различных электронных библиотек (ЭБ), баз данных, образовательных порталов, хранилищ ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и т.д. и т.п., должны были поднять УМО на новый качественный уровень. Но, на самом деле, этого не произошло, а наоборот, появились новые, ранее не существовавшие, проблемы.
Обычные вузовские библиотеки переполнены литературой, устаревшей и морально и физически. Кроме того, учебные печатные издания как правило имеют малые тиражи и являются очень дорогими в силу ряда причин. Например, фактически вся отечественная полиграфия базируется на импортном оборудовании и расходных материалах. Т.е., например, рост курса доллара за прошедшие два года увеличил стоимость печатных изданий в среднем в 2-3 раза.
Внутривузовские ЭБ, это как правило хранилища файлов – электронных копий печатных изданий. Причем, качество этих изданий, зачастую, оставляет желать лучшего.
Все внешние ЭБ и прочие ресурсы являются коммерческими, и имеют ограниченный доступ. Связано это в первую очередь с тем, что деятельность организаций, предоставляющих доступ к своим ресурсам, регламентируется, в том числе, и законодательством РФ об охране авторских прав.

В программе «Электронное обучение в системе внеочного образования университета», предлагается решение вышеуказанных проблем, путем поэтапного внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, в частности, путем перехода от традиционной системы обучения – к электронной.  Кроме того, начать внедрение электронного обучения (ЭО) предлагается с системы внеочного образования, т.е., по сути, с основной части системы непрерывного обучения. Это объясняется тем, что, во-первых, такой подход потребует внесения минимума изменений в существующий в настоящее время учебный процесс, во-вторых, для практической реализации ЭО в таком случае потребуется меньше ресурсов, в том числе и финансовых, и в-третьих, весь процесс перехода на ЭО может быть меньше по времени, чем если бы он осуществлялся в системе очного образования.

Вместе с тем, внедрение ЭО в систему непрерывного образования невозможно без некоторых структурных преобразований внутри АлтГТУ, и принятия определенных организационных решений в части повышения качества и эффективности учебно-методического обеспечения.