2.4 Анализ текущего состояния учебно-методического обеспечения
Как уже отмечалось выше (п. 2.3), существует несколько проблем, которые сдерживают внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, современных методов и средств обучения. Так, кроме устаревшей учебной материальной базы, отсутствия или нехватки финансовых средств, и т.д. и т.п., не в лучшем состоянии находится и учебно-методическое обеспечение.
В крупных российских вузах и федеральных университетах, проблема качественного учебно-методического обеспечения в части учебной литературы и ЭОР (электронные образовательные ресурсы) решается за счет внутренних ресурсов, например, за счет собственной издательской деятельности, привлечения в качестве авторов известных российских и зарубежных ученых, и т.д. и т.п. Алтайский государственный технический университет также, как и все прочие вузы, обладает функцией издающей организации, что налагает на него обязанность исполнения Федерального Закона от 29 декабря 1994 года № 77 «Об обязательном экземпляре документов». Таким образом, в процессе издательской деятельности, гарантируется не только соответствие изданий российскому законодательству (СИБИД, ГОСТы и т.д.), но и обеспечивается качество выпускаемой издательской продукции, электронных изданий и ЭОР.
(Примечание: электронные издания согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013 в обязательном порядке проходят редакционно-издательскую подготовку, а ЭОР изготавливаются на основе прошедших государственную регистрацию электронных изданий)
Вместе с тем, анализ видов изданий, выпускаемых Издательством АлтГТУ (с 2013 г. – ИПЦ АлтГТУ) за последние 10 лет показывает, что не менее 80% изданий – это научные издания, монографии, сборники научных трудов, и т.д. и т.п. Доля учебно-методических пособий, прошедших редакционно-издательскую подготовку в АлтГТУ в последние годы – менее 1%.
Т.е., для исполнения основной, образовательной функции АлтГТУ – предназначено не более 20% учебных и учебно-методических изданий, соответствующих всем требованиям законодательства РФ. Но, даже и эта часть изданий не всегда доходит до обучающихся, так как изданная в АлтГТУ литература, по различным причинам, не передается в НТБ АлтГТУ. Частично данную проблему решает ЭБС, куда передаются электронные копии печатных изданий в обязательном порядке, однако, это не увеличивает процент выпускаемых в АлтГТУ учебных изданий, а лишь расширяет возможности доступа к ним обучающихся.
Кроме того, произведен сравнительный анализ изданий из числа изданных в ИПЦ АлтГТУ и их аналогов в ЭБС, который показывает, что за редким исключением, между ними существуют достаточно серьезные различия. Т.е., даже те издания, которые прошли полный цикл редакционно-издательской подготовки и имеют соответствующее качество (в том числе, например, грифы УМО), доходят до пользователей (обучающихся) посредством ЭБС, фактически, в виде рукописи с множеством несоответствий СИБИД, ГОСТ и т.д.
Ситуация с обеспечением учебного процесса в АлтГТУ осложнилась еще и тем, что вся полиграфическая техника ИПЦ АлтГТУ (как, в основном, и вся полиграфическая отрасль в России вообще) является импортной, и требует импортных расходных материалов. Поэтому, из-за резкого роста курса валюты в 2014 г., себестоимость продукции типографии ИПЦ АлтГТУ значительно выросла.
В связи с резким подорожанием услуг полиграфии, и соответственно, печатных изданий, многие российские вузы, в том числе и в Алтайском крае (АлтГУ), достаточно быстро переориентировались с выпуска печатных изданий, на более эффективные и многократно менее затратные в изготовлении электронные издания.
Появление нового ГОСТ Р 7.0.83-2013 (Электронные издания. Основные виды и выходные сведения) и требований законодательства по обязательной государственной регистрации электронных изданий, стимулировало дальнейший рост объемов качественных учебных электронных изданий, учебного и учебно-методического контента, научных изданий и т.д.
В таблице 1 представлены электронные издания вузов и иных организаций Алтайского края. Лидирует по числу электронных изданий АлтГУ – 100 наименований (на 01.11.2016 г.). У АлтГТУ – 12 наименований. Показателем, свидетельствующим о том, что вузы оптимизирую расходы на издательскую деятельность и одновременно стремятся повысить качество и эффективность обучения (электронные издания – основа для перехода на электронное обучение, создание курсов онлайн, и т.д.), является число выпущенных электронных изданий по новым ГОСТ, т.е. с 2013 г. Для АлтГУ этот показатель 83, против 8 у АлтГТУ.
Таблица 2.1 – Электронные издания Алтайского края
Для сравнения, в таблице 2.2 приедены данные по выпуску электронных изданий в некоторых российских вузах.
Таблица 2.2 – Электронные издания некоторых российских вузов
|