16303C
Титульный экран
Содержание
1 СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2 Историческая справка
1.3 Объективные предпосылки
1.4 Субъективные предпосылки
1.5 Основные принципы функционирования непрерывного образования
1.6 Основные задачи и структура системы непрерывного образования
2 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.2 Цель и особенности Концепции
2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие непрерывного образования
2.4 Анализ текущего состояния учебно-методического обеспечения
2.4.1 Эффективность использования финансовых ресурсов для обеспечения учебного процесса
2.4.2 Необходимость структурных преобразований и развития ЭО
2.5 О внедрении ЭО в систему непрерывного образования в АлтГТУ
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.2 Электронные издания АлтГТУ 2015-2015 гг.
3.3 Презентация проекта «Электронное издательство» и участие в конкурсах инновационных разработок
3.3.2 Участие в ежегодном краевом конкурсе «Лучшие проекты информатизации на Алтае» в 2016 году




2.4 Анализ текущего состояния учебно-методического обеспечения

Как уже отмечалось выше (п. 2.3), существует несколько проблем, которые сдерживают внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, современных методов и средств обучения. Так, кроме устаревшей учебной материальной базы, отсутствия или нехватки финансовых средств, и т.д. и т.п., не в лучшем состоянии находится и учебно-методическое обеспечение.

В крупных российских вузах и федеральных университетах, проблема качественного учебно-методического обеспечения в части учебной литературы и ЭОР (электронные образовательные ресурсы) решается за счет внутренних ресурсов, например, за счет собственной издательской деятельности, привлечения в качестве авторов известных российских и зарубежных ученых, и т.д. и т.п.  Алтайский государственный технический университет также, как и все прочие вузы, обладает функцией издающей организации, что налагает на него обязанность исполнения Федерального Закона от 29 декабря 1994 года № 77 «Об обязательном экземпляре документов».  Таким образом, в процессе издательской деятельности, гарантируется не только соответствие изданий российскому законодательству (СИБИД, ГОСТы и т.д.), но и обеспечивается качество выпускаемой издательской продукции, электронных изданий и ЭОР.

(Примечание: электронные издания согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013 в обязательном порядке проходят редакционно-издательскую подготовку, а ЭОР изготавливаются на основе прошедших государственную регистрацию электронных изданий)

Вместе с тем, анализ видов изданий, выпускаемых Издательством АлтГТУ (с 2013 г. – ИПЦ АлтГТУ) за последние 10 лет показывает, что не менее 80% изданий – это научные издания, монографии, сборники научных трудов, и т.д. и т.п. Доля учебно-методических пособий, прошедших редакционно-издательскую подготовку в АлтГТУ в последние годы – менее 1%.

Т.е., для исполнения основной, образовательной функции АлтГТУ – предназначено не более 20% учебных и учебно-методических изданий, соответствующих всем требованиям законодательства РФ.  Но, даже и эта часть изданий не всегда доходит до обучающихся, так как изданная в АлтГТУ литература, по различным причинам, не передается в НТБ АлтГТУ.  Частично данную проблему решает ЭБС, куда передаются электронные копии печатных изданий в обязательном порядке, однако, это не увеличивает процент выпускаемых в АлтГТУ учебных изданий, а лишь расширяет возможности доступа к ним обучающихся.

Кроме того, произведен сравнительный анализ изданий из числа изданных в ИПЦ АлтГТУ и их аналогов в ЭБС, который показывает, что за редким исключением, между ними существуют достаточно серьезные различия. Т.е., даже те издания, которые прошли полный цикл редакционно-издательской подготовки и имеют соответствующее качество (в том числе, например, грифы УМО), доходят до пользователей (обучающихся) посредством ЭБС, фактически, в виде рукописи с множеством несоответствий СИБИД, ГОСТ и т.д.

Ситуация с обеспечением учебного процесса в АлтГТУ осложнилась еще и тем, что вся полиграфическая техника ИПЦ АлтГТУ (как, в основном, и вся полиграфическая отрасль в России вообще) является импортной, и требует импортных расходных материалов. Поэтому, из-за резкого роста курса валюты в 2014 г., себестоимость продукции типографии ИПЦ АлтГТУ значительно выросла.

В связи с резким подорожанием услуг полиграфии, и соответственно, печатных изданий, многие российские вузы, в том числе и в Алтайском крае (АлтГУ), достаточно быстро переориентировались с выпуска печатных изданий, на более эффективные и многократно менее затратные в изготовлении электронные издания.

Появление нового ГОСТ Р 7.0.83-2013 (Электронные издания. Основные виды и выходные сведения) и требований законодательства по обязательной государственной регистрации электронных изданий, стимулировало дальнейший рост объемов качественных учебных электронных изданий, учебного и учебно-методического контента, научных изданий и т.д.

В таблице 1 представлены электронные издания вузов и иных организаций Алтайского края. Лидирует по числу электронных изданий АлтГУ – 100 наименований (на 01.11.2016 г.).  У АлтГТУ – 12 наименований. Показателем, свидетельствующим о том, что вузы оптимизирую расходы на издательскую деятельность и одновременно стремятся повысить качество и эффективность обучения (электронные издания – основа для перехода на электронное обучение, создание курсов онлайн, и т.д.), является число выпущенных электронных изданий по новым ГОСТ, т.е. с 2013 г. Для АлтГУ этот показатель 83, против 8 у АлтГТУ.

Таблица 2.1 – Электронные издания Алтайского края

Наименование
(Алтайский край)
Электронных изданий всего
С 2013 года
(по новым ГОСТ)
1
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
100
83
2
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина»
34
16
3
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
26
26
(2015-2016 гг.)
4
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Рубцовский институт (филиал)
18
18
(2013 г., 2016 г.)
5
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Филиал в г. Камень-на-Оби
15
0
6
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова». Бийский технологический институт (филиал)
13
3
7
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
12
12
(2013-2015 гг.)
8
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Филиал в г. Белокурихе
12
8
(2013 г.)
9
Алтайская межпоселенческая библиотека
2
0
10
КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края»
1
1
(2015 г.)



Для сравнения, в таблице 2.2 приедены данные по выпуску электронных изданий в некоторых российских вузах.

Таблица 2.2 – Электронные издания некоторых российских вузов

Наименование
(российские технические университеты)
Электронных изданий всего
С 2013 года
(по новым ГОСТ)
1
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
1246
Более 75 %
2
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»
837
Менее 10 %
3
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
706
Более 50 %
4
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
630
Более 75 %
5
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
430
Более 50%
6
ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetOrganization/929
256
Более 50 %
7
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»
238
Более 70 %