16002C
Титульный экран
Содержание
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАР «ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.2 Потребность в товаре «электрическая энергия»
1.3 Требования потребителей к качеству электроснабжения
Вопросы для самопроверки к гл. 1
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
2.2 Энергосбыт
2.3 Правовые и экономические взаимоотношения энергоснабжающих организаций и потребителей на РРЭМ
2.4 Организация сбыта электроэнергии на ОРЭМ
Вопросы для самопроверки гл. 2
3. СИСТЕМЫ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
3.1.1 Приборный учёт электроэнергии на предприятии
3.1.2 Автоматизированный учёт электроэнергии
3.2 Контроль потерь электроэнергии при её реализации
Вопросы для самопроверки гл. 3
4. УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
4.2 Программы управления электропотреблением
4.3 Регулирование режимов электропотребления
4.4 Стимулирование энергокомпаний
Вопросы для самопроверки гл. 4
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





4.4 Стимулирование энергокомпаний



В современных условиях России рыночной мотивации ока­зывается недостаточно для того, чтобы энергокомпании разра­батывали и осуществляли программы управления спросом на энергию. Поэтому требуется специальный механизм стимули­рования этой деятельности, который должен быть внедрен орга­нами регулирования электроэнергетики.


Предлагаемые организационно–экономические меры можно подразделить на предписывающие, ограничительные и поощри­тельные.


1. Энергокомпании в законодательном порядке обязуются разрабатывать и совместно с потребителями осуществлять про­граммы управления спросом. Соответствующий раздел должен быть включен в федеральное и региональное законодательства, регламентирующие вопросы регулирования энергокомпаний.

2. Заявка энергокомпании на новые тарифы, в которой их по­вышение превосходит темпы инфляции, должна рассматриваться регулирующими органами только при наличии согласованной с потребителями программы управления спросом на электрическую и тепловую энергию. В случае невыполнения программы за отчет­ный период заявка на новые тарифы автоматически блокируется.

3. Лицензия на сооружение генерирующих мощностей на но­вых площадках выдается энергокомпании при условии, что парал­лельно в народное хозяйство ею направляется на цели рационали­зации энергопотребления не менее определенной доли (например, 30%) капиталовложений в новое строительство. Исключение мо­жет быть сделано для возобновляемых источников энергии и вы­сокоэффективных установок комбинированного производства.

4. Энергокомпания получает право применять по согласо­ванию с потребителями специальные договорные тарифы, сти­мулирующие повышение эффективности энергоиспользования и рациональные режимы энергопотребления. При этом ей за­прещается перераспределять издержки энергоснабжения между группами потребителей.

5. Органам регулирования следует устанавливать повышен­ную норму прибыли на капитал, вложенный энергокомпанией в рационализацию энергопотребления.

6. Энергокомпании разрешается вычитать из общей суммы исчисленного налога на прибыль определенную долю затрат на разработку программ управления спросом.

7. В случае когда энергокомпания направила в потребитель­ский сектор более 50% всех инвестиций за отчетный период, рекомендуется либо целиком вычесть эти затраты из общей суммы исчисленного налога на прибыль, либо установить по­ниженную ставку налога [5].


Пример 4.2. Стимулирование инвестиций региональной энерго­компании в повышение энергоэффективности.


В регионе, обслуживаемом энергокомпанией с годовой выработ­кой в объеме 750 млн кВт·ч, появилась дополнительная потребность в 2,5 млн кВт·ч.


Дополнительный спрос может быть покрыт двумя способами:


    • вводом новых генерирующих мощностей с затратами 5 млн долл.;
    • реализацией программ повышения энергоэффективности с за­тратами 1 млн долл.


Во втором случае высвобождаемые мощности используются для обе­спечения дополнительной потребности и объем производства электро­энергии не увеличивается.


Регулирующими органами установлена норма прибыли в тарифе на энергию: для генерирования – 10%, для энергосбережения – 35%.


Капиталовложения в генерирующие мощности или в повышение энергоэффективности включаются в стоимость основных фондов и в «базу» тарифа. Результаты расчетов по обоим вариантам покрытия до­полнительного спроса приведены в табл. 5.


Таблица 5 – Результаты расчётов покрытия дополнительного спроса


п/п

Показатели

Исходные

условия

Вариант генери­рования

Вариант энерго­сбережения

1

Затраты на производство, млн долл.

60

60,1

60

2

Основной капитал (фонды), млн долл.

150

155

151

3

Норма прибыли (генерирование), %

10

10

4

Норма прибыли (энергосбережение), %

35

5

Прибыль (валовая), млн долл.

15

15,5

15,35

6

Объем продаж (1+5), млн долл

75

75,6

75,35

7

Объем производства, млн кВт·ч

750

752,5

750

8

Тариф на электроэнергию (6:7), долл./(кВт·ч)

0,1

0,100465

0,100467

9

Капиталовложения, млн долл.

5,0

1,0

10

Прибыль за вычетом капиталовложений (5–9), млн долл.

10,5

14,35



Во многих случаях для энергокомпании не требуется спе­циальное внешнее стимулирование, так как и потребитель, и производитель (поставщик) получают экономию в результа­те регулирования электропотребления, в частности, на основе дифференцированных тарифов.


Пример 4.3. Определение экономической эффективности регули­рования нагрузки на заводе ферросплавов.


Исходные данные по заводу


Установленная мощность печей 570 МВт. Потребление мощности в часы суточного максимума энергосистемы снижается на 30 МВт. Для сохранения суточного объема производства ночная нагрузка должна быть увеличена до 605 МВт, т.е. на 35 МВт. Длительность суточного максимума энергосистемы 5 ч, ночного спада нагрузки 5 ч.


Тарифы на электроэнергию: в часы максимума – 6,0 цент. /(кВт·ч); в ночные часы – 1,5 цент. / (кВт·ч).


Расчет экономии на оплате электроэнергии на заводе:


Снижение расхода электроэнергии в часы максимума энергосистемы 30·5= 150 МВт·ч.

Увеличение расхода электроэнергии в часы ночного спада нагрузки энергосистемы 35·5 = 175 МВт·ч.


Экономия в часы максимума:



где Э – экономия электроэнергии;


Т – тариф на электроэнергию в часы максимума;


W – количество электроэнергии в часы максимума.


6,0·10–2·150·103 = 9000 долл./сут.


Дополнительные затраты в ночные часы:



где Д – дополнительные затраты;


Т – тариф на электроэнергию в ночные часы;


W – количество электроэнергии в часы ночного спада нагрузки.


1,5·10–2·175·103 = 2625 долл./сут.


Суточная экономия на оплате электроэнергии:


9000 – 2625 = 6375 долл./сут.