4.2 Программы управления электропотреблением Основным инструментом воздействия ЭСО на потребителей являются программы управления спросом на энергию и мощность. Формирование набора программ определяется целями, преследуемыми ЭСО, и объектами управления. В зависимости от целей применяются следующие формы управления спросом на электроэнергию (рис. 4.2). Рисунок 4.2 – Формы управления спросом на электроэнергию в регионе Снижение пика (рис. 4.2а) – классическая форма управления нагрузкой. Обычно она реализуется путём прямого регулирования питания энергопотребляющего оборудования. Этот способ может осуществляться, например, только в дни наиболее вероятного системного пика в целях уменьшения потребности в пиковых мощностях. Данную форму управления спросом можно применять также для сокращения использования дорогих и дефицитных видов топлива. Заполнение провала (4.2б) часто применяется для снижения средней цены на энергию. Распространённым способом реализации этой цели является внедрение различных аккумуляционных систем электроснабжения, подключаемых к энергосистеме в часы ночного провала нагрузки. Одновременно обычно вводятся пониженные ставки тарифа за потребление в ночные часы. Смещение нагрузки (рис. 4.2в) осуществляется путём сдвига с пикового на внепиковое время. Выравнивание графика нагрузки также стимулируется тарифами на электроэнергию по ставкам, дифференцированными по зонам суток. Общее энергосбережение (4.2г) обеспечивается с помощью программ, нацеленных на регионализацию технологических процессов на стадии конечного потребления: повышение к.п.д. энергопотребляющего оборудования, улучшение теплоизоляционных характеристик зданий и сооружений и др. Результаты оцениваются по сокращению объёма продаж энергии и уменьшению площади графика нагрузки энергосистем. Общий рост нагрузки (рис. 4.2д) имеет место при увеличении объёма реализации энергии, не связанного с заполнением ночного провала графика нагрузки. Это может произойти при расширении обслуживаемой территории, повышении темпов экономического роста, углублении электрификации народного хозяйства региона, которая нередко сопровождается сокращением использования органического топлива и ведёт к росту общей эффективности экономики. Применение гибкого графика нагрузки (рис. 4.2е) основано на прерывании (в определённых пределах) электроснабжения. Особенность метода состоит в том, что потребители в обмен на финансовые стимулы (скидки с тарифов) добровольно соглашаются снизить свои требования к качеству энергетических услуг. При этом у потребителя устанавливается специально оборудование для индивидуального регулирования нагрузки, например, периодического отключения кондиционеров в нерабочие дни в зимнее время. При использовании тарифов, предусматривающих перерывы в электроснабжении, абоненты могут выбрать частоту перерывов в течении месяца или года, максимальную продолжительность одного перерыва, величину недоотпуска мощности на один перерыв. Этот метод можно также использовать для поддержания надёжности электроснабжения при дефиците мощностей. Определение эффективности программ. Общий методический принцип, который применяется при расчёте экономической эффективности энергосберегающих программ управления спросом, заключается в сопоставлении предполагаемой экономии энергии и мощности (в денежном выражении) с полными затратами на разработку и реализацию данной программы. Денежная оценка энергосберегающего эффекта рассматривается в качестве предотвращённых (устранённых) затрат на сооружение и эксплуатацию новых энергогенерирующих установок, т.е. определяется по альтернативной стоимости производства электроэнергии. В качестве замещающих установок рекомендуется принимать наиболее экономичные по условиям данного региона не возобновляемые источники электроэнергии (НВИЭ) и сжигание природного газа. Затраты на программу включают все необходимые капитальные и текущие (эксплуатационные) расходы, в том числе скидки с цен и тарифов, за исключением годовых издержек по обслуживанию инвестиций предыдущих лет. Эффект и затраты по программам следует определять за весь срок службы энергоэффективного оборудования или период действия мер по управлению спросом. Это осуществляется обычно с помощью известных методов дисконтирования финансовых показателей эффективности. Программа считается экономически обоснованной, если отношение ожидаемого дисконтированного эффекта к дисконтированным затратам превышает единицу. Соответственно критерием отбора конкурирующих программ и проектов служит максимум этого соотношения. Примеры программ управления спросом: 1. Управление нагрузкой промышленных предприятий. Для периода максимума нагрузки предназначены две программы: дополнительное генерирование электроэнергии и ограничение мощности потребителей. Программа дополнительного генерирования предусматривает установку у потребителей автономного генерирующего оборудования для поддержания энергоснабжения при отключении от энергосистемы. Участие в программе по ограничению мощности потребителей предполагает отключение заранее обусловленной мощности в течение 2 часов в дни летнего максимума. 2. Рационализация энергопотребления в промышленном секторе. Для крупных промышленных потребителей программа предлагает проведение полного анализа энергетической эффективности, включая установленное оборудование, здания и сооружения. Специалисты энергокомпании предоставляют потребителям исчерпывающую информацию о резервах энергосбережения, необходимых затратах, сроках окупаемости различных мероприятий. Энергоаудит производится по отдельным видам энергопотребляющих процессов, включая освещение, вентиляцию, кондиционирование, силовой блок и технологические процессы. Практикуются консультации потребителей по телефону. Энергокомпания должна оказывать помощь потребителям при выборе и заключении контракта с фирмой–подрядчиком на установку энергоэффективного оборудования. Программа осуществляется в основном подрядчиком и продавцами оборудования. При управлении программой со стороны энергокомпании выдвигается требование к подрядчикам представлять на рассмотрение окончательный проект, который направляется сначала потребителям. Затем, если он их заинтересовывает, они обращаются в энергокомпанию. Компания проверяет предложения и калькуляцию затрат. Оформление документов по скидкам и финансированию не начинается до тех пор, пока потребитель не подпишет контракт с подрядчиком и не даст гарантий на завершение проекта. Такой подход позволяет сократить временные затраты компании на неэффективные проекты рационализации энергопотребления [5]. |