2.4 Организация сбыта электроэнергии на ОРЭМ Правовой основой деятельности ОРЭМ являются федеральные нормативные акты Российской Федерации, которые определяют вопросы функционирования и развития ОРЭМ, а также акты, принимаемые ФСТ России для выполнения других нормативных актов, методических указаний, инструкций и других документов. Взаимоотношения между субъектами ОРЭМ определяются заключенными между ними договорами на куплю–продажу электрической энергии и мощности и на оказание соответствующих услуг. Балансы производства и поставок электрической энергии (мощности) утверждаются ФСТ РФ в рамках Единой энергетической системы (ЕЭС) России по субъектам оптового рынка и являются основой: – для расчетов по обоснованию и установлению ФСТ России и региональными энергетическими комиссиями (РЭК) предельных тарифов на поставляемую электрическую энергию (мощность) и определению платы за услуги; – разработки балансов электрической энергии и мощности по энергоснабжающим организациям. Утвержденные ФСТ России балансы электрической мощности включаются в договоры на поставки электрической энергии и мощности на ОРЭМ в обязательном порядке, а балансы электрической энергии – по согласованию между оператором ОРЭМ и субъектами ОРЭМ, исходя из условий дальнейшей оптимизации баланса. Расчет и учет фактических балансов электрической энергии и мощности по субъектам ОРЭМ и ЕЭС России осуществляет системный оператор ОРЭМ. Все субъекты ОРЭМ обязаны представлять системному оператору ОРЭМ данные первичного учета, зафиксированные соответствующими приборами, точки установки которых определены в специальных приложениях и заключенных на ОРЭМ договорах. Все потребители имеют право выбрать одну из следующих организаций, осуществляющих поставку с ОРЭМ электрической энергии и мощности: – системного оператора ОРЭМ; – энергоснабжающую организацию (АО–энерго); – регионального оператора оптового рынка электрической энергии (мощности). Региональные операторы ОРЭМ покупают энергию у системного оператора ОРЭМ или у энергоснабжающей организации только на условиях предоплаты или предоставления банковских или иных гарантий и продают ее на этих же условиях потребителям региона (регионов), указанным в выданном ФСТ России разрешении. Региональные операторы оптового рынка электрической энергии и мощности производят оплату полученной электроэнергии (мощности) денежными или приравненными к ним средствами. Отношения по купле–продаже электрической энергии и мощности на ОРЭМ оформляются в виде договоров. Договоры, предусматривающие куплю–продажу электрической энергии и мощности на ОРЭМ и с ОРЭМ или поставки энергии с использованием сетей ЕЭС России третьим лицом без участия Организатора ОРЭМ (ФСК) и системного оператора ОРЭМ не допускаются. Договоры поставки электрической энергии и мощности, заключаемые между субъектами ОРЭМ, могут быть долгосрочными (сроком действия на один год и более) и краткосрочными (сроком действия от одних суток до одного месяца). В долгосрочных договорах на поставку электрической энергии и мощности от производителя электроэнергии системному оператору ОРЭМ определяются: – по электрической мощности – общие условия, количество и стоимость поставляемой электрической мощности (с учетом резерва); – по электрической энергии – общие условия, количество и стоимость стабильных (базовых поставок) электроэнергии, не зависящих от плановых и нормативно–аварийных ремонтов и условий технологического регулирования поставок электроэнергии. В долгосрочных договорах между системным оператором ОРЭМ и покупателями определяются отношения: – по электрической мощности – общие условия, количество и стоимость оплаты заявленной покупателем электрической мощности (с учетом резерва); – по электрической энергии – общие условия, количество и стоимость стабильных (базовых) поставок электроэнергии, не зависимых от суточных, недельных, месячных и сезонных колебаний электропотребления, а также от условий технологического регулирования и ремонтов генерирующего и электросетевого оборудования покупателя. В долгосрочных договорах поставки электрической энергии и мощности на ОРЭМ сторонами должны быть согласованы следующие существенные условия: – предмет договора, в том числе наименование товара, его количество на первый период поставки, периодичность поставки; – порядок согласования количества поставляемого товара на последующие периоды поставки; – порядок определения цены поставляемого товара (стоимости поставляемого товара, подлежащей оплате); – порядок определения количества поставляемого товара; – места передачи электрической энергии и мощности между ЕЭС России и присоединенными к ней электрическими сетями по разграничению их балансовой принадлежности; – места установки и балансовая принадлежность расчетных приборов учета поставляемой электрической энергии и мощности; В краткосрочных договорах предусматриваются объемы, цены и иные договорные условия с учетом: – сезонных, месячных или суточных колебаний электропотребления; – неучтенного в долгосрочных договорах ремонта генерирующего или электросетевого оборудования; – суточного диспетчерского графика электрической нагрузки. Кратковременные договоры определяют условия оперативных поставок электрической энергии и мощности, формируемых на принципах конкурентного отбора системным оператором ОРЭМ, включая механизм тарифных скидок при улучшении структуры платежей. В краткосрочных договорах поставки электрической энергии и мощности на ОРЭМ сторонами должны быть согласованы следующие условия: – предмет договора, в том числе наименование товара, его количество, сроки поставки; – порядок определения количества поставляемого товара; – порядок определения цены поставляемого товара (стоимости поставляемого товара, подлежащей оплате); – порядок передачи электрической энергии и мощности между ЕЭС России и присоединенными к ней электрическими сетями; – места установки и балансовую принадлежность расчетных датчиков учета поставляемой электрической энергии и мощности. На ОРЭМ заключаются двухсторонние договоры между Федеральной сетевой компанией России (ФСК) и субъектами ОРЭМ на оказание услуг по организации их работы в составе ЕЭС России: – договоры между системным оператором ОРЭМ и электросетевой организацией, в регионе обслуживания которой расположен потребитель, являющийся субъектом ОРЭМ, согласно которым электросетевая организация за плату оказывает услуги по выполнению комплекса мероприятий по обеспечению надежного энергоснабжения потребителя – субъекта ОРЭМ; – договоры между региональным оператором ОРЭМ и электросетевой организацией, в регионе обслуживания которой расположен потребитель, заключивший договор на получение электрической мощности от регионального оптового рынка электрической энергии (мощности), согласно которым электросетевая организация за плату оказывает услуги по выполнению комплекса мероприятий по обеспечению надежного энергоснабжения потребителя; – договор между ФСК и системным оператором ОРЭМ, согласно которому ФСК поручает системному оператору ОРЭМ выполнение части полномочий ФСК по оказанию услуг, связанных с функционированием и развитием ОРЭМ; – срочные договоры, предусматривающие поставку и предварительную оплату отпускаемой в определяемый договором срок электрической энергии и мощности; – в целях привлечения финансовых средств в период сезонного снижения объемов потребления электрической энергии и мощности. Договоры между субъектами ОРЭМ признаются и заключаются по правилам договоров присоединения, направляемых системным оператором субъектам ОРЭМ для заключения. Стандартные формы договоров разрабатываются системным оператором ОРЭМ и утверждаются ФСТ России. Порядок расчета и учета рабочей мощности устанавливается ФЭК России. Стоимость услуг ФСК ЕЭС России определяется в соответствии с размером абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию ЕЭС России, устанавливаемой ФСТ России. С целью борьбы с неплатежами с июля 2013 года на ОРЭМ введена система финансовых гарантий. Покупатели, нарушившие график платежей, должны гарантировать, что их текущие обязательства будут оплачены, например, банком, выдавшим гарантии, или поручившимся за энергосбыт крупным генератором. Допустить можно только один кратковременный сбой. Те, кто оступился в течение контрольного периода, попадают в список покупателей, которые могут работать на рынке только в том случае, если представят гарантии оплаты. Энергетическое оборудование организаций ЕЭС России используется в реальном режиме времени запланированного суточного графика нагрузки оборудования субъектов ОРЭМ. Для общего контроля за деятельностью ОРЭМ создан Наблюдательный Совет ОРЭМ как орган некоммерческого партнерства, созданного субъектами ОРЭМ, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяет прибыль среди своих членов. Членами партнерства являются: – производители электроэнергии; – покупатели электроэнергии; – организации, оказывающие услуги на ОРЭМ. Наблюдательный совет ОРЭМ осуществляет: –контроль за деятельностью системного оператора ОРЭМ и других субъектов ОРЭМ для обеспечения их деятельности в соответствии с правилами работы ОРЭМ; – разработку предложений по внесению изменений и дополнений, замене правил и процедур работы ОРЭМ; – решение вынесенных на рассмотрение Наблюдательного Совета споров между субъектами ОРЭМ; – рассмотрение и утверждение отчёта о деятельности ОРЭМ. |