16002C
Титульный экран
Содержание
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАР «ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.2 Потребность в товаре «электрическая энергия»
1.3 Требования потребителей к качеству электроснабжения
Вопросы для самопроверки к гл. 1
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
2.2 Энергосбыт
2.3 Правовые и экономические взаимоотношения энергоснабжающих организаций и потребителей на РРЭМ
2.4 Организация сбыта электроэнергии на ОРЭМ
Вопросы для самопроверки гл. 2
3. СИСТЕМЫ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
3.1.1 Приборный учёт электроэнергии на предприятии
3.1.2 Автоматизированный учёт электроэнергии
3.2 Контроль потерь электроэнергии при её реализации
Вопросы для самопроверки гл. 3
4. УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
4.2 Программы управления электропотреблением
4.3 Регулирование режимов электропотребления
4.4 Стимулирование энергокомпаний
Вопросы для самопроверки гл. 4
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





2.3 Правовые и экономические взаимоотношения энергоснабжающих организаций и потребителей на РРЭМ



Основными документами, регламентирующими взаимоотношения по­требителей и энергоснабжающих организаций, являются:


– Гражданский кодекс Российской федерации;

– постановление правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861 «Об ут­верждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг»;

– договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей;

– договор на пользование электрической энергией (договор с потреби­телем  – физическим лицом, договор с потребителем – юридическим лицом);

– постановление правительства РФ от 21 апреля 2009 г. №334 «О вне­сении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам совершен­ствования порядка технологического присоединения потребителей к электри­ческим сетям»;

– постановление правительства РФ от 21 марта 2007 г. №168 «О внесе­нии изменений в некоторые постановления правительства РФ по вопросам электроэнергетики»;

– постановление правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530 «Об ут­верждении правил функционирования розничных рынков электрической энер­гии в переходный период реформирования электроэнергетики»;

– правила применения скидок и надбавок к тарифам на электрическую энергию, за потребление и генерацию реактивной энергии (Per. №42–6/2В от 08.02.94 г. Минюста России);

– инструкция о порядке расчетов за электрическую и тепловую энер­гию (Per. №449 от 28.12.93 г. Минюста России);

– ГОСТ Р54149–2010 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего значения»;

– приказ Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. №624 «Правила техно­логического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии»;

– инструкция Минтопэнерго № кю–2874 от 18.05.94 г. «Об изменениях договорного объема электрической мощности».


Важным этапом во взаимоотношениях энергоснабжающей организа­ции (ЭСО) и потребителя является порядок технологического присоединения потребителя к электрической сети.


Согласно постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (далее – Правила), под фактическим присоединением понимается комплекс технических и орга­низационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (кон­такт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей).


Для заключения договора на технологическое присоединение заяви­тель направляет заявку (приложения №1, №2, №3) в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.


В заявке, направляемой заявителем – юридическим лицом или индиви­дуальным предпринимателем в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно должны быть указаны:


а) полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей – номер записи;

б) максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих уст­ройств заявителя;

в) характер нагрузки (вид экономической деятельности субъекта);

г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платы за технологическое присоединение – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 и до 100 кВт включительно.


В заявке физического лица на присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт включительно должны быть указаны:


а) фамилия, имя, отчество заявителя, данные паспорта или иного доку­мента, удостоверяющего личность;

б) реквизиты заявителя и наименование объекта, его адрес, контактный телефон и т.д.;

в) план расположения энергопринимающих устройств и их максималь­ная мощность;

г) однолинейная схема электрических сетей заявителя;

д) анкета по составу электроприемников.


ЭСО обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора на технологическое присоединение (приложения №4, №5) в 2–х эк­земплярах в течение 15 рабочих дней с момента получения заявки.


Заявителям – юридическим лицам или индивидуальным предпринима­телям ЭСО обязана направить заполненный и подписанный ею проект дого­вора в 2–х экземплярах, а также технические условия как неотъемлемое при­ложение к этому проекту договора в течение 15 дней с момента получения за­явки.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с момента получения подписанного ЭСО проекта договора и направляет 1 экземпляр сетевой организации.


В случае несогласия с предоставленным ЭСО проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе направить ЭСО мотиви­рованный отказ от подписания проекта договора с предложением об измене­нии представленного проекта договора и требованием о приведении его в со­ответствие с Правилами.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в ЭСО.

Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя такую же ответствен­ность несет ЭСО.


ЭСО осуществляет хранение дубликатов технических условий, актов об осуществлении технологического присоединения, актов о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и актов о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, выданных заявителям, энергопри­нимающие устройства которых присоединены к ее электрическим сетям, в те­чение 30 лет с момента фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.


Самовольное подключение к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа для граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц от 300 до 400 МРОТ.


Правовые основы договорных отношений по электроснабжению, коли­честву и качеству продаваемой электроэнергии, обязанностям покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, а также ответ­ственности ЭСО базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации.


Согласно Правил договор электроснабжения или договор на пользование электрической энергией (да­лее ДПЭ) является публичным и обязательным к заключению для ЭСО (приложения №6, №7). Он не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении техноло­гического присоединения энергопринимающих устройств.


ДПЭ должен содержать следующие существенные условия:


а) величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном порядке к электрической сети;

б) величину заявленной активной мощности, в пределах которой сете­вая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу элек­трической энергии в указанных в договоре точках присоединения;

в) экономические значения реактивной энергии;

г) нормы потерь в питающих линиях и силовых трансформаторах для случаев, когда места установки счетчиков коммерческого учета электроэнер­гии не совпадают с границей раздела балансовой принадлежности;

д) обязательства сторон по оборудованию точек присоединения сред­ствами измерения электрической энергии;

е) тариф на отпускаемую электроэнергию.


Схемы заключения ДПЭ с бытовыми и коммерческими потребителями показаны на рисунке 2.2 и 2.3 соответственно.



Рисунок 2.2 – Схема заключения договора с бытовыми потребителями электроэнергии







Рисунок 2.3 – Схема заключения договора с коммерческими потребите­лями электроэнергии



В рамках договора энергосбытовая организация (ЭСО) обязуется осуществить комплекс организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устрой­ства электрических сетей, а потребитель услуг – оплатить их.


При исполнении ДПЭ потребитель обязан:


а) соблюдать предусмотренные договором режимы потребления элек­трической энергии;

б) оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором;

в) поддерживать в надлежащем состоянии принадлежащие ему средст­ва релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учета электри­ческой энергии и мощности, устройства, обеспечивающие регулирование ре­активной мощности и соблюдать требования, установленные для технологи­ческого присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и уст­ройств;

г) осуществлять эксплуатацию принадлежащих ему энергопринимаю­щих устройств в соответствии с правилами технической эксплуатации, техни­ки безопасности и оперативно–диспетчерского управления;

д) поддерживать на границе балансовой принадлежности значения по­казателей качества электрической энергии, обусловленные работой его энер­гопринимающих устройств;

е) выполнять требования ЭСО об ограничении режима потребления в соответствии с утвержденными графиками ограничения потребления при воз­никновении дефицита электрической энергии;

ж) информировать сетевую организацию в установленные договором сроки об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, теку­щем, капитальном ремонте на них;

з) беспрепятственно допускать представителей ЭСО в пункты контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии в порядке и случаях, установленных договором.


При исполнении договора ЭСО обязана:


а) обеспечить передачу электрической энергии к точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя, качество и параметры которой должны соответствовать техническим параметрам;

б) осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с со­гласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потреби­теля электрической энергии;

в) определять в установленном порядке значение соотношения потреб­ления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств потребителя;

г) в порядке и сроки, установленные договором, информировать потре­бителя об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профи­лактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

д) беспрепятственно допускать уполномоченных представителей по­требителя в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установлен­ных договором.


В договор на электроснабжение включаются также значения показате­лей качества электроэнергии, как условие, ограничивающее ответственность энергосбытовых организаций перед потребителями, вносящими недопусти­мые искажения в сеть общего назначения.


Инструкция «О порядке расчетов за электрическую и тепловую энер­гию» в разделе 4 устанавливает штрафные санкции к виновнику ухудшения ПКЭ в виде скидки (надбавки) в размере до 10% тарифа на электроэнергию. Конкретное значение скидки (надбавки) зависит от степени и общей продол­жительности нарушения норм ГОСТ Р54149–2010 в точке учета электроэнергии в течение расчетного периода (месяца).

Когда в нарушении виновата энергосбытовая организация, штрафная санкция реализуется в виде скидки с тарифа, когда виновен потребитель – в виде надбавки к тарифу.


Все ПКЭ могут быть определены средствами измерения общего поль­зования (частотомерами, вольтметрами, самопишущими приборами и т.п.).


Энергосбытовая организация вводит ограничения режима потребления электроэнергии в случае:


а) возникновения у потребителя задолженности по оплате за потреб­ленную электроэнергию за 2 и более расчетных периода (расчетный период – 1 месяц);

б) присоединение потребителем энергопринимающего оборудования минуя учет электроэнергии или нарушения схем соединения средств измере­ний;

в) вмешательство в работу средств измерений или искажения их пока­заний;

г) неудовлетворительного состояния электроустановок потребителя, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного актом органа Ростехнадзора;

д) возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергети­ческих режимов;

е) возникновения внерегламентных отключений.


Порядок воздействия на потребителей в случаях а, б, в, г осуществля­ется согласно схем на рисунках 2.4, 2.5.

Анализ взаимоотношений электроснабжающих организаций и потре­бителей показывает, что для разрешения спорных моментов при исполнении ДПЭ в судебные органы обращаются как те, так и другие.


Пример 2.1 Управлением федеральной антимонопольной службы по одному из субъектов Сибирского Федерального округа проведен анализ условий заключаемых ЭСО, и имеющих статус гарантирующего по­ставщика электроэнергии, договоров энергоснабжения с юридическими лица­ми и индивидуальными предпринимателями на соответствие условий таких договоров требованиям антимонопольного законодательства.



Рисунок 2.4 – Схема воздействия на бытовых потребителей электро­энергии





Рисунок 2.5 – Схема воздействия на коммерческих потребителей электроэнергии




Каждый из гарантирующих поставщиков электроэнергии в пределах границ обслуживаемых ими территорий занимает доминирующее положение на розничном рынке электроэнергии.


Федеральный закон «О защите конкуренции» устанавливает запрет за­нимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту каким ли­бо образом ущемлять интересы любых лиц, в том числе навязывать потреби­телям электроэнергии условия договоров, противоречащих действующему за­конодательству.

По мнению УФАС, навязывание потребителю условий договора, невы­годных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйст­вующего субъекта, при котором ущемляются права потребителя.


Так «навязыванием невыгодных потребителю условий договора» явля­ется направление ЭСО договора потребителю с невыгодными для него условиями, которые потребителем оспариваются, однако ЭСО отказыва­ется или уклоняется от согласования и принятия предложений потребителя. В тоже время антимонопольный орган оценивает, не нарушают ли интересы ЭСО условия договора, выдвигаемые потребителем.


В соответствии с пунктом 5 статьи 10 вышеуказанного закона зани­мающая доминирующее положение организация не вправе необоснованно от­казываться от заключения договора, из чего можно сделать вывод, что заклю­чение договора обязательно для данной организации.


Надо также иметь в виду, что договор электроснабжения с гаранти­рующим поставщиком электроэнергии имеет статус публичного. А при не­обоснованном уклонении гарантирующего поставщика электроэнергии от за­ключения публичного договора, другая сторона в соответствии и со статьями 426, 445 Гражданского кодекса РФ вправе обратиться в суд с требованием о принуждении заключить договор.


Правоотношения в сфере электроэнергетики регулируются в первую очередь положениями Гражданского кодекса РФ (глава 28 кодекса, параграф 6 части второй кодекса).


К специальным правовым нормам в данной области относятся «Основ­ные положения функционирования розничных рынков электрической энер­гии», утвержденные постановлением правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 в разделе 6 которых закреплены правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения.


При исследовании УФАСом договоров энергоснабжения заключаемых гарантирующими поставщиками с юридическими и индивидуальными пред­принимателями, выявлены отдельные условия договоров, нарушающие анти­монопольное законодательство.


1. Так, в договорах указываются основания для ограничения (полного или частичного) режима потребления электроэнергии абонентом.

Исчерпывающий перечень оснований для введения ограничения режи­ма потребления электроэнергии содержится в пункте 161 закона №530.

Особенностью данной нормы является то, что она по своему характеру не допускает расширительного толкования, т.е. перечень оснований ограниче­ния режима потребления электроэнергии, не предусмотренных пунктом 161 Основных положений, является нарушением антимонопольного законода­тельства и подлежит отмене.


2. В соответствии с пунктом 172 Основных положений потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления не ранее 5 рабо­чих дней до предполагаемой даты введения такого ограничения.

Таким образом, выявленные в ходе проверки сроки уведомления в до­говоре менее чем за 5 рабочих дней нарушают антимонопольное законода­тельство и подлежат отмене.


3. Условия договоров, согласно которым при выявлении нарушения в работе средств учета без повреждения пломб госповерителя и ЭСО, выра­зившееся в отсутствии тока в одной фазе во вторичной цепи трансформаторов тока, ЭСО производит дополнительное начисление в размере 1/2 объема элек­троэнергии, зафиксированного приборами учета с момента последней провер­ки, не соответствуют требованиям действующего законодательства.


В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.


При этом для наступления ответственности за причинение вреда необ­ходимы четыре условия: наличие вреда; противоправное поведение причини­теля вреда; причинная связь между противоправным поведением и наступив­шим вредом; вина причинителя вреда.


Таким образом, в случае, если прибор учета надлежащим образом по­верен и удостоверен соответствующей пломбой госповерителя и ЭСО, возло­жение ответственности за его ненадлежащую работу на потребителя недопус­тимо, поскольку отсутствует вина последнего.


1. Условия отдельных типовых договоров, заключаемых ЭСО с потре­бителями для оказания коммунальной услуги на электроснабжение, нарушают установленный порядок ценообразования в сфере электроснабжения в части расчетов за электроэнергию.


Одним из таких условий договоров является условие о том, что расчет за потребленную энергию потребителем производится как по регулируемым, так и нерегулируемым ценам (тарифам).

Данное условие такового договора противоречит пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановле­нием Правительства РФ от 23.05.2006 г., также пункту 108 Основных положе­ний функционирования розничных рынков электроэнергии.


Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что в случае, «если исполнителем является товарищество собст­венников жилья, жилищно–строительный или иной потребительский коопера­тив либо управляющая компания, то приобретение исполнителем электриче­ской энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размером платы за комму­нальные услуги гражданами».


Пунктом 108 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии предусмотрено, что «поставка электрической энергии исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по регулируемым ценам (тарифам)».


2. Условия отдельных договоров электроснабжения, в части наделения ЭСО правом в одностороннем порядке досрочно расторгать договор с потре­бителем, нарушают антимонопольное законодательство исходя из следующе­го.


В силу ч 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон. По общему правилу ст. 450 ГК РФ изменение либо расторжение договора допускается с согласия потребителя. По требованию одной из сторон договор может быть изменен либо расторгнут только в су­дебном порядке.


3. По вопросу об отказе сетевых организаций в технологическом при­соединении энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям в связи с отсутствием технической возможности.


Порядок присоединения к электрическим сетям регламентирован Пра­вилами технологического присоединения к электрическим сетям, утвержден­ных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.


В соответствии с пунктом 3 Правил, сетевая организация обязана вы­полнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по тех­нологическому присоединению при соблюдении им настоящих Правил и на­личии технической возможности технологического присоединения.


Независимо от наличия или отсутствия технической возможности тех­нологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организа­ция обязана заключить договор и выполнить мероприятия по технологиче­скому присоединению со следующими лицами:


а) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в це­лях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно;

б) физическим лицом в целях технологического присоединения энер­гопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.


В силу пункта 28 Правил критериями наличия технической возможно­сти технологического присоединения являются:


– сохранение условий электроснабжения для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных се­тевых организаций;

– отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

– отсутствие необходимости реконструкции или расширения объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.


В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил кри­териев считается, что техническая возможность технологического присоеди­нения отсутствует.


В таком случае присоединение энергопринимающих устройств потре­бителей происходит по индивидуальному проекту в порядке, предусмотрен­ном разделом 3 Правил технологического присоединения.


Именно на этом основании УФАСом были признаны незаконными ре­шения ЭСО об отказе в технологическом присоединении по пяти случаям об­ращений индивидуальных предпринимателей.


Пример 2.2 В арбитражный суд обратилась энергосбытовая компания (ЭСО) с исковым заявлением к ОАО «Водоканал» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в сумме 484935 руб. за период с ноября 2007 г. по сентябрь 2008 г.


В судебном заседании ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что в спорный период между сторонами отсутствовало соглашение о применении нерегулируемых цен; потребленная в спорный период энергия оплачена пол­ностью, а постановление Правительства РФ №530 от 31.08.2006 года не явля­ется законом и из него не следует, что Правила функционирования розничных рынков электроэнергии распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров и, следовательно, утвержденные указанным поста­новлением Правила не дают истцу право на одностороннее изменение усло­вий договора.


Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбит­ражный суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца по сле­дующим основаниям.


Федеральный закон от 26.03.2003 №35–Ф3 «Об электроэнергетике» на­делил правительство РФ полномочиями по утверждению основных положе­ний функционирования оптового рынка и основных положений функциони­рования розничных рынков электроэнергии; по утверждению основ ценообра­зования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (статья 21). В пределах своей компетенции Правительство РФ утвердило Правила функ­ционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период ре­формирования электроэнергетики №530 от 31.08.2006 г.


В пункте 106 Правил определено, что на розничных рынках электриче­ская энергия (мощность) поставляется потребителям по регулируемым ценам (тарифам) энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане–потребители и приравненные к ним категории потребителей в объе­ме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым та­рифам на оптовом и розничных рынках.


В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым тарифам в соответст­вии с пунктом 106 настоящих правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на рознич­ных рынках.


Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. №36–Ф3 «Об особенно­стях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» предусмотрено, что ут­верждаемые Правительством РФ регулирующие функционирование (ценооб­разование) оптового и розничного рынков нормативные документы обяза­тельны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и рас­пространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных дого­воров.


После вступления в силу Федерального закона № 250–ФЗ «Об электро­энергетике» (ноябрь 2007 г.) для применения ЭСО свободных (нерегулируе­мых цен) к правоотношениям сторон по поставке электроэнергии необяза­тельно внесение изменений в заключенный договор.


В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обя­зательств и одностороннее изменение его условий не допускается.

На основании вышеизложенных положений арбитражный суд вынес решение о взыскании с ОАО «Водоканал» суммы 484395 руб. в пользу ЭСО.


Пример 2.3 Энергосбытовая организация обратилась в Арбитражный суд с иском к МУП «Жилищно–коммунальное хозяйство» о взыскании 3748091 руб. задолженности по договору энергоснабжения от 15.12.2006 г. №1157 за потребленную электроэнергию в период с апреля 2011 года по ок­тябрь 2011 года.

Исковые требования обоснованы ссылкой на статьи 309, 310, 395, 544 ГК РФ и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обяза­тельств по договору №1157.


Ответчик в судебном заседании признал, наличие задолженности, вме­сте с тем считает, что при определении стоимости электроэнергии истцом должен применяться тариф СН–2 (среднее второе напряжение) вместо тарифа НН (низкое напряжение).


Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оце­нив представленные доказательства, арбитражный суд установил.


Между ЭСО и МУП «Жилищно–коммунальное хозяйство» 18.12.2009 года был заключен договор энергоснабжения.


В соответствии с условиями договора истец обязуется отпускать поку­пателю электроэнергию (мощность) в соответствии с величинами электропо­требления и мощности, установленные приложениями №2 и №4 к договору, оказать услуги по передаче электрической энергии и по оперативно­–диспетчерскому управлению, а абонент обязуется оплачивать фактически по­лученное за расчетный период количество электроэнергии (мощности).


Таким образом, между сторонами возникли гражданско–правовые от­ношения, правовое регулирование которых закреплено в §6 главы 30 ГК РФ (Энергоснабжение).


Согласно представленным материалам определено, что за период с ок­тября 2010 года по март 2011 года истец поставил ответчику электроэнергию на сумму 3694476 руб., применяя тариф НН. Ответчик обязанность по оплате за потребленную энергию исполнил частично, в результате чего образовалась задолженность в сумме 3048931 руб.


Давая оценку договору ответчика о правомерности применения истцом при расчете стоимости электроэнергии тарифа НН, арбитражный суд исходит из положения 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, так как ранее по другому делу, вступившему в законную силу, установлено, что ист­цом правомерно применяется тариф НН при расчетах за электроэнергию с от­ветчиком.


Задолженность ответчика подтвердилась, счетчиками–фактурами, дву­сторонним актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 07.11.2011 года.


На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 395, 544 ГК РФ арбитражный суд решил взыскать с МУП «Жилищно–коммунальное хозяйство» в пользу ЭСО 3048931 руб. задолженности.


Пример 2.4 Потребитель электроэнергии Иваненко М.К. обратился в суд с исковым заявлением к ЭСО об устранении препятствия пользования электрической энергией и возмещения убытков в размере 31200 рублей, а также морального вреда в размере 25000 рублей. В заявлении он указал, что 16.03.2011 г. между ним (истцом) и ЭСО (ответчиком) был заключен договор №003112 на потребление электроэнергии. У истца установлен и поверен при­бор учета (счетчик), согласно показаний которого он производил оплату за потребленную электроэнергию. Задолженности перед ответчиком истец не имел. 23.04.2012 года истец получил уведомление о необходимости погаше­ния задолженности за потребленную электроэнергию на сумму 3129 руб. без расчета образования суммы задолженности. 25.06.2012 г. ответчик произвел отключение электроэнергии жилого дома истца.


В судебном заседании было установлено, что согласно ДПЭ учет элек­троэнергии, потребляемой истцом производился по электросчетчику заво­дского выпуска, прошедшему госповерку и имеющего соответствующую пломбу, то есть счетчик пригоден как расчетный. И согласно показаниям ука­занного счетчика истец полностью рассчитался за потребленную электроэнер­гию.


Однако ответчиком было предъявлено истцу уведомление о необходи­мости погасить задолженность еще на сумму 3129 руб. Обоснованность ука­занной суммы ответчик мотивировал тем, что ЭСО было принято решение ус­тановить на опоре №86 у дома истца более точный прибор учета. С этого при­бора ежемесячно снимались показания.


В судебном заседании было установлено, что между сторонами не за­ключался договор, либо иное соглашение о принятии в качестве расчетного прибора учета электрического счетчика, установленного на опоре №86. Было также установлено, что истец не был поставлен в известность, что ЭСО при­меняет свой дополнительный прибор учета.


Согласно показаний ответчика прибор учета истца ответчиком не при­знан расчетным, а ответчиком не представлены доказательства наступления случаев нарушения порядка определения объема потребленной электроэнер­гии, указанного в ДПЭ.


Суд определил, что в условиях отсутствия договора между сторонами о принятии в качестве расчетного прибора учета электрический счетчик, уста­новленный на опоре №86, действия истца по оплате потребленной им элек­троэнергии по показаниям прибора учета, установленного в его доме закон­ными.


На основании вышеизложенного суд решил:


Обязать энергосбытовую организацию (ответчика) произвести под­ключение электроэнергии к дому истца (потребителя) Иваненко М.К.


Взыскать с ЭСО (ответчика) в пользу истца (потребителя) убытки в сумме 30000 руб., а также компенсацию морального ущерба в сумме 2500 руб.


ДПЭ заключается на очередной календарный год по 31 декабря, всту­пает в силу со дня его подписания и считается ежегодно продленным, если не менее, чем за месяц до окончания срока его действия не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.


Условия договора могут быть изменены в случае выхода новых норма­тивно–правовых документов, регламентирующих взаимоотношения покупате­лей и энергоснабжающих организаций. С инициативой о пересмотре договора должна выступить заинтересованная сторона.


Все величины и нормативы, включенные в договор, должны быть эко­номически и юридически обоснованы с учетом конкретных условий потреби­телей и энергоснабжающих организаций. Несоблюдение нормативно­–правовых требований может привести к существенному перерасходованию финансовых средств за потребленные энергоресурсы.


Ниже будут рассмотрены отдельные положения ДПЭ, обеспечивающие рациональное использование финансовых средств потребителя за электриче­скую энергию: обоснование заявленного максимума активной мощности, обоснование экономического значения реактивной энергии, нормирование по­терь электрической энергии.


Величина заявленной активной мощности в часы максимума энерго­системы для двухставочных потребителей принимается для каждого квартала (или месяца) с учетом обоснованных потребностей самого предприятия. Оп­лата заявленной мощности производится до начала или в первых числах рас­четного периода. В случае превышения потребителем в часы максимума на­грузки энергосистемы договорной величины заявленной мощности принима­ются штрафные санкции к потребителю в установленном законодательством порядке. Если фактическая нагрузка потребителя будет ниже договорной, то оплачивается величина активной мощности, указанная в договоре. При этом деньги за переплату заявленной мощности потребителю не возвращаются.


Значительное количество современных предприятий содержит в своей структуре электропотребления помимо затрат электроэнергии на основное производство (как правило, это двухставочные потребители) расход электро­энергии на непромышленные нужды (столовые, магазины, спортивные со­оружения, соцкультбыт и пр.), а также для электроснабжения субабонентов и арендаторов. Это, в основном одноставочные потребители. Одноставочные потребители должны оснащаться приборами учета активной и реактивной энергии и фигурировать в приложении к ДПЭ с указанием величины активной мощности, потребляемой ими в часы максимума нагрузки энергосистемы. Суммарная величина активной мощности одноставочных потребителей, уча­ствующих в заявленном максимуме нагрузки основного абонента электро­снабжающей организации, должна исключаться из оплаты по основной ставке тарифа (за мощность).

В случае отсутствия в ДПЭ списка одноставочных потребителей ос­новного абонента плата за заявленную активную мощность будет завышен­ной.


Согласно «Инструкции о порядке расчетов за электрическую и тепло­вую энергию» за потребление реактивной энергии взимаются надбавки в виде платы за 1 кВАр·ч в размере 8 % от тарифа на активную электроэнергию. Над­бавки за реактивную энергию взимаются в случае превышения ее потребления установленных в договоре с ЭСО экономических значений. За потребление реактивной энергии в диапазоне от нулевого до экономических значений над­бавки не предусматривается.


Величина реактивной энергии, предъявляемой к оплате, определяется по формуле:



                                    (2.1)



где – фактическое значение реактивной энергии, потребленное за расчет­ный период;


– экономическое значение реактивной энергии;


– зна­чение реактивной энергии, потребленное субабонентами, которые освобожде­ны от платы за реактивную энергию.


Согласно данной инструкции, освобождаются от платы за реактивную энергию население и потребители с ежемесячным потреблением активной энергии не более 30000 кВт·ч.