2.2 Энергосбыт Энергосбыт – это комплекс мероприятий и процедур энергетической компании по реализации электрической энергии потребителям. Согласно упомянутому выше закону «Об электроэнергетике» электроснабжающим организациям запрещено заниматься энергосбытовой деятельностью и из них выделились сбытовые организации – «Энергосбыты». К ним относятся: гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации. На рисунке 2.1 показана условная схема взаимодействия энергоснабжающих, энергобытовых организаций и потребителей. Гарантирующий поставщик (ГП) – сбытовая компания, обязанная заключить с любым, обратившимся к ней физическим или юридическим лицом, находящимся в зоне ее деятельности, договор энергоснабжения электрической энергией (мощностью). Наличие ГП в конструкции розничного рынка гарантирует, что конечный потребитель не окажется в ситуации, когда с ним отказывались заключить договор все сбытовые организации. Договоры, заключаемые ГП с потребителями, носят публичный характер, их условия, включая порядок ценообразования, регламентируются правительством РФ. Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации в отличие от гарантирующих поставщиков, свободны в выборе покупателя (потребителя), с которым они готовы заключить договор электроснабжения. Для осуществления деятельности по сбыту электрической энергии конечным потребителем региональные энергетические комиссии устанавливают для сбытовых организаций сбытовые надбавки в процентном отношении к тарифу на электроэнергию. Рисунок 2.1 – Условная схема взаимодействия энергоснабжающих, энергосбытовых организаций и потребителей При этом крупные потребители (предприятия) должно заказывать необходимое им количество электроэнергии, как правило, на год вперед. Если происходит перерасход, они оплачивают потребленный избыток по увеличенным тарифам. В случае экономии на потребителя может быть наложен штраф, поскольку производители подготовились, чтобы представить первоначально заказанное количество электроэнергии. Целями и задачами энергосбытовых организаций являются: организация и совершенствование учета электрической энергии с целью снижения потерь от нерационального и безучетного ее использования, обеспечение сбора денежных средств от реализации электрической энергии. Основные функции энергосбыта: 1. Организация работы по заключению и расторжению договоров энергоснабжения и контроль за их выполнением. 2. Осуществление работы по предоставлению услуг по сбыту электрической энергии юридическим и физическим лицам, присоединенным к сетям AO–энерго, с минимальными технологическими и коммерческими потерями. 3. Контроль своевременного поступления средств от реализации электрической энергии. Энергосбыт наделен правами: 1. Требовать от абонентов соблюдения договорных величин и установленных норм расхода электрической энергии и заданных режимов энергопотребления. 2. Требовать от руководителей предприятий и организаций немедленного отключения электроустановок при обнаружении состояния, угрожающего аварией, пожаром или опасностью для жизни обслуживающего персонала и населения, а также при несоблюдении предприятием заданных режимов потребления энергии и мощности. Отключать и опломбировать электроустановки при невыполнении этих требований и неуплате за использованную электрическую энергию, а также при безучетном пользовании ею. 3. Давать указания сетевым предприятиям на подачу напряжения потребителям и прекращение подачи электроэнергии потребителям. 4. Разрабатывать совместно с предприятиями и организациями – потребителями мероприятия по снижению потребления электрической мощности в часы максимума нагрузки энергосистемы и требовать их выполнения. 5. Давать обязательные для всех потребителей предписания об установке необходимых приборов учета и систем контроля и регулирования расхода электроэнергии. 6. Определять и контролировать соблюдение потребителями оптимальных уровней компенсации реактивной мощности. 7. Выписывать и предъявлять потребителям платежные документы за отпущенную электроэнергию. 8. Выдавать технические условия абонентам и субабонентам, присоединенным к сети основного потребителя. Рассматривать и согласовывать проекты электроснабжения новых и реконструируемых потребителей. 9. Согласовывать объемы нагрузки на фидерах потребителя для подведения под АЧР. 10. Контролировать подготовку электроустановок потребителей к работе в осенне–зимний период и грозовой сезон. 11. Рассматривать предложения, заявления и жалобы потребителей в пределах своей компетенции. 12. Проверять достоверность составляемой абонентами оперативной и статистической отчетности по потреблению электрической энергии. |