2. ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 2.1 Основные понятия и задачи сбыта электроэнергии При сбыте любой продукции определяются результаты маркетинговых мероприятий на предприятии, направленных на изучение рынка, развитие производства и получение наибольшей прибыли. Сбытовую сеть (канал продвижения товара) необходимо максимально приспособить к запросам потребителей и создать им максимальное удобство при потреблении товара. В частности, для электрической энергии это проявляется в следующем: – электроэнергия по сетям доставляется непосредственно потребителю; – напряжение подается то, которое необходимо потребителю; – энергосистема поддерживает качество электрической энергии, соответствующее ГОСТ Р54149–2010; – обеспечивается надежность электроснабжения, соответствующая категории потребителя [1]. Канал сбыта (продвижения товара) – это организация (отдельные люди), занимающиеся перемещением и обменом товаров по пути от производителя к потребителю. Канал сбыта характеризуется протяженностью и шириной. Протяженность сбыта определяется числом участков сбыта или посредниками по всей сбытовой цепочке. При сбыте электрической энергии (мощности) используются сбытовые каналы: – нулевого уровня – производитель электрической энергии может по договору продавать электрическую энергию потребителю; – одноуровневый канал – продажа AO–энерго электрической энергии потребителю через сбытовую организацию – Энергосбыт; – двухуровневый канал – электростанции продают электрическую энергию ОРЭМ (оптовый торговец), а он, в свою очередь, продает ее энергонедостаточным AO–энерго, которые затем продают промышленным предприятиям (потребителям) или через Энергосбыт бытовым потребителям. АО–энерго продают электроэнергию предприятиям электрических сетей, а те, в свою очередь, продают электроэнергию через Энергосбыт конечным потребителям. Ширина канала характеризуется числом независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки. Когда предприятие продает товар через узкий канал сбыта, оно имеет одного или ограниченное число участников сбыта. Такой канал сбыта используется при продаже электрической энергии по нулевому каналу сбыта. При широком канале сбыта предприятие продает свой товар через многих участников сбыта. Для товара «электрическая энергия» этот канал сбыта используется при продаже электрической энергии по двухуровневому каналу сбыта через оптового продавца (ОРЭМ, АО–энерго, предприятия электрических сетей) розничному продавцу – Энергосбыту. Производитель электрической энергии в России не имеет собственной торговой сети для сбыта своего товара. Предприятия продают свою продукцию (электроэнергию) посредникам и удлиняют канал сбыта при следующих обстоятельствах: 1. Товар продается на горизонтальном рынке (имеется множество потребителей в каждом секторе экономики). При таком рынке требуется мощная сбытовая сеть и нужны значительные затраты на ее создание. Одним из подобных товаров является электрическая энергия. 2. Рынок сбыта разбросан географически, и прямые контакты с потребителями не окупят затрат на их создание. В РФ электрическая энергия по сетям ЕЭС может поступать в любой регион России, и создавать свои сети производителю электрической энергии нерентабельно. При поставках крупных партий товара (электроэнергии) оптовикам можно экономить на транспортных расходах. Цена на электрическую энергию устанавливается на ОРЭМ – федеральная служба по тарифам (ФСТ), на региональных рынках – региональной энергетической комиссией (РЭК) с учетом себестоимости производства этого товара. Разница между продажной ценой товара и затратами на его изготовление невелика. Поэтому нет достаточных средств на создание своей сбытовой сети [1]. |